Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.polessu.by/handle/123456789/15798
Title: Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности
Other Titles: Scientific and methodological aspects of the formation of motor activity among schoolchildren and students in the process of physical education and sports activities
Authors: Яковлев, А.Н.
Яковлева, М.А.
Yakovlev, A.N.
Yakovleva, M.A.
Keywords: двигательная активность
мотивация
физкультурно-спортивная деятельность
тело
телесность
physical activity
motivation
physical culture and sports activities
body
physicality
Issue Date: 2019
Citation: Яковлев, А.Н. Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности / А. Н. Яковлев, М. А. Яковлева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта = Health, Physical Culture and Sports : научно-периодический журнал. – 2019. – № 2 (13). – С. 103-109.
Abstract: Рассматриваются аспекты иррационального и рационального с точки зрения восприятия будущего в юношеском возрасте в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Формирование двигательной активности школьников и студентов в современной системе физического воспитания зависит от уровня сформированных социокультурных ценностей, которые оказывают влияние на педагогический процесс воспитания физической культуры личности. Авторами статьи предлагаются инновационные здоровьесберегающие и телесно формирующие педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности, которые позволят формировать новые представления о «теле» и «телесности» человека. Несмотря на большое количество научных публикаций до сих пор не в полной мере освещены социально-философские вопросы воспитания личности в условиях влияния внешней среды, которая предъявляет высокие требования к функционированию как социальных институтов, так и отдельной личности. Здоровый стиль жизни до настоящего времени остается в боль-шей степени декларативным лозунгом, а теоретические познания не становятся тем «локомотивом», который позволяет осуществить «окультуривание» тела. Авторы предприняли попытку систематизировать общие признаки педагогического процесса, который в условиях интеграционных механизмов в Российской Федерации и Республике Беларусь должен найти достойное воплощение в физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов. Наиболее слабым направлением является реализация сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности различных групп населения, где деятельность спортивных объектов учреждений образования остается неэффективной в силу различной ведомственной принадлежности, что отрицательно сказывается на формировании двигательной активности у школьников и студентов. Авторы акцентируют внимание на условиях эффективного функционирования спортивных комплексов в контексте сопутствующих видов услуг и сервиса в объектах учреждений образования. «Окультуривание» тела не встроено в социокультурный ряд «особых» отношений, продиктованных условиями установления нового социетального порядка в Европе, где уровень развития физических качеств, главным образом выносливости, скоростно-силовых способностей определяет успешность личности как таковой в социуме, так и статус страны на международной арене (по результатам международных соревнований высокого ранга). Решение проблемы обеспечения доступности сервисных услуг для воспитания физических качеств у студенческой молодежи должно ориентироваться на уровень, при котором личность адаптирована к стрессовым ситуациям и «встроена» в социум как «совершенная модель» функционирования живых систем. Для решения обозначенных выше проблем в обществе необходимо изменить в системе образования концептуальные подходы к процессу формирования ценностных ориентаций школьников, студентов в контексте проблемы «телесности» человека (единство природы и человека).
Description: The article discusses the aspects of the irrational and rational in terms of the perception of the future in adolescence in the process of physical education and sports activities. The process of formation of the motor activity of schoolchildren and students in the modern system of physical education depends on the level of the formed socio-cultural values that influence the pedagogical process of education of the physical culture of the individual. The authors of the article propose innovative health-saving and body-forming pedagogical technologies of physical culture and sports activities, which will allow to form new ideas about the “body” and “physicality” of a person. Despite the large number of scientific publications, the socio-philosophical issues of educating a person under the influence of the external environment, which places high demands on the functioning of social institutions and the person, are not fully covered. A healthy lifestyle to this day remains to a greater extent a declarative slogan, and theoretical knowledge does not become the “locomotive” that allows for the “cultivation” of the body. In this article, the authors attempted to systematize the common features of the pedagogical process, which, in the context of integration mechanisms in the Russian Federation and the Republic of Belarus, should find a worthy embodiment in the physical education and sports activities of schoolchildren and students. The weakest direction is the implementation of the recreational and sports services of various groups of the population, where the activities of sports facilities of educational institutions remain ineffective due to different departmental affiliations, which adversely affects the formation of physical activity among schoolchildren and students. The authors of the article emphasize the conditions for the effective functioning of sports complexes in the context of related types of services and facilities of educational institutions. “Cultivating” the body is not built into the sociocultural range of “special” relationships dictated by the conditions for establishing a new societal order in Europe, where the level of development of physical qualities, mainly endurance, speed-power abilities, determines the success of an individual as such in society, and the status of a country in the international arena (according to the results of international competitions of high rank). The solution to the problem of ensuring the availability of services for the education of physical qualities among students, should focus on the level at which an individual is adapted to stressful situations and is “embedded” in society as “a perfect model of the functioning of living systems. To solve the above problems in society, it is necessary in the education system to change the conceptual approaches to the process of the formation of value orientations of schoolchildren and students in the context of the problem of human “physicality” (the unity of nature and man).
Appears in Collections:Публикации сотрудников / Publications of the teaching stuff of Polessky State University



Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.