Please use this identifier to cite or link to this item:
https://rep.polessu.by/handle/123456789/16713
Title: | Философско-эстетическая система Ж.-М. Г. Леклезио и еe художественная реализация |
Other Titles: | Philosophical and Aesthetic System of J.-M.G. Le Clezio and its Artistic Implementation |
Authors: | Жилевич, О.Ф. Jilevich, O.F. |
Keywords: | французская литература Жан-Мари Гюстав Леклезио Материальный экстаз философско-аллегорический роман Спиноза Этика рационализм материя homo sapiens экзистенциализм French literature Jean-Marie Gustave Le Clezio Material admiration philosophical and allegorical novel Spinoza Ethics rationalism matter existentialism |
Issue Date: | 2019 |
Publisher: | Пинск : Полесский государственный университет |
Citation: | Жилевич, О. Ф. Философско-эстетическая система Ж.-М. Г. Леклезио и еe художественная реализация / О. Ф. Жилевич // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук: научно-практический журнал. - 2019. - № 2. - С. 73-79. |
Abstract: | Цель: выявить философско-эстетические основы творчества Ж.-М. Г. Леклезио и определить специфику художественной реализации взглядов прозаика в философско-аллегорическом романе. Материалом для исследования послужил труд Б. Спинозы «Этика» и произведения Ж.-М. Г. Леклезио «Материальный экстаз», Terra Amata, «Книга бегств», «Война» «Путешествия по ту сторону», «Неизвестный на земле». Методы исследования: сравнительно-исторический метод, системно-структурный метод исследования художественного текста, концепция диалогичности художественного мышления.Результаты исследования могут использоваться в дальнейшем изучении художественного наследия Жана-Мари Гюстава Леклезио. Выявленные в статье философско-эстетические основы творчества писателя и их художественная реализация в философско-аллегорическом романе позволят углубить осмысление современного литературного процесса. Заключение. Б. Спиноза и Ж.-М. Г. Леклезио напоминают нам, что мы – смертные существа, связанные материальной Вселенной, от которой зависит наше дальнейшее существование. Кроме того, отвергая бинарную логику, унаследованную от ренессансного гуманизма и разоблачая присущие недостатки декартовой логики, которые не имеют реальной основы, оба мыслителя побуждают отчужденного современного субъекта искать философские и, возможно, даже духовные искупления от нищеты человеческого состояния в единственном месте, где мы действительно знаем, что существуем. Вместо того чтобы изобретать воображаемые небесные райские места, которые ждут наших некоторых «привилегированных» видов после короткого пребывания на земле, оба автора утверждают, что первый шаг к просветлению – перестать отрицать нашу собственную материальную сущность. Взгляды Б. Спинозы и Ж.-М. Г. Леклезио представляют собой бесценную отправную точку для того, чтобы пересмотреть взаимоотношения между человечеством и остальной частью планеты во время беспрецедентного экологического бедствия. Их глубокие размышления о материи и её бесконечных модификациях потенциально могут изменить ход современной цивилизации, пробуждая нас от эгоистических, антропоцентрических заблуждений. В таких художественных произведениях как «Материальный экстаз», «Terra Amata», «Книга бегств», «Война» «Путешествия по ту сторону», «Неизвестный на земле» писатель утверждает, что первый шаг к пониманию сложных отношений между человечеством и остальной частью Вселенной является принятие основных фундаментальных реальностей. «Если мы отрицаем нашу телесность и связь с окружающим нас миром природы, тогда как мы можем надеяться понять себя?» – задается вопросом писатель. По мысли прозаика, человеческая жизнь – это все-го лишь один способ или форма, которую материя временно принимает, прежде чем «переработать» свою энергию для продолжения различных органических циклов. В притчево-аллегорической форме Ж.-М. Г. Леклезио напоминает отчужденному и разъединенному современному субъекту, что Земля предшествует человечеству и может однажды продолжить свою безразличную траекторию без нас. Возможно, эта реализация является наиболее важной от правной точкой для представления более реалистичной и устойчивой связь между глобальным человеческим обществом и космосом. |
Description: | Objective: is to identify the philosophical and aesthetic foundations of the works of J.-M. G. Le Сlezio and determine the specifics of the artistic realization of the views of a prose writer in a philosophical and allegorical novel. Materials: B. Spinoza «Ethics» and J.-M. G. Le Сlezio «Material Ecstasy», «Terra Amata», «The Book of Flights», «War», «Journeys to the Other Side», «Unknown on Earth». Methods: comparative-historical method, system-structural method for the study of literary text, the concept of dialogical art thinking. Results of the study can be used in further study of the artistic heritage of J.-M. G. Le Сlezio. The philosophical and aesthetic foundations of the writer’s work and their artistic realization in the philosophical and allegorical novel revealed in the article will deepen the understanding of the modern literary process. Conclusion. Both B. Spinoza and J.-M. G. Le Сlezio remind us that we are mortal beings connected by the material Universe, on which our future existence depends. In addition, by rejecting binary logic inherited from Renaissance humanism and exposing the inherent flaws of Cartesian logic that have no real basis, both thinkers prompt the estranged modern subject to seek philosophical and, possibly, even spiritual redemption from the poverty of the human condition in the only place where we really know that we exist. Instead of inventing imaginary heavenly places that await our certain «privileged» species after a short stay on earth, both authors argue that the first step to enlightenment is to stop denying our own material nature. The views of B. Spinoza and J.-M. G. Le Сlezio is an invaluable starting point for redefining the relationship between humanity and the rest of the planet during an unprecedented environmental disaster. Their deep thoughts about matter and its endless modifications can potentially change the course of modern civilization, awakening us from selfish, anthropocentric delusions.In such works of art as «Material Ecstasy», «Terra Amata», «The Book of Flights», «War», «Journeys to the Other Side», «Unknown on Earth» the writer argues that the first step to understanding the complex relationship between humanity and the rest of the universe is the adoption of basic fundamental realities. «If we deny our physicality and connection with the natural world surrounding us, then how can we hope to understand ourselves?» – the writer asks. According to the prose writer, human life is just one way or form that matter temporarily takes before processing its energy to continue various organic cycles. In parable-allegorical form J.-M. G. Le Сlezio reminds the alienated and disconnected modern subject that the Earth precedes humanity and can one day continue its indifferent trajectory without us. Perhaps this implementation is the most important starting point for presenting a more realistic and sustainable connection between global human society and outer space. |
Appears in Collections: | № 2 |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Zhilevich_OF_Filosofsko-esteticheskaia_sistema Zh.-M. G. Leklezio i ee khudozhestvennaia realizatsiia.pdf | 374.16 kB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.