Please use this identifier to cite or link to this item: https://rep.polessu.by/handle/123456789/23975
Title: Философско-аллегорический роман в эпоху модернизма: традиции и новации
Other Titles: Philosophical-allegorical novel in the period of modernism: traditions and innovations
Authors: Жилевич, О.Ф.
Jilevich, O.F.
Keywords: философско-аллегорический роман
постмодернизм
трансцендентный
монадологическая модель
мета нарратив
экстраспекция
philosophical and allegorical novel
modernism
transcendental
monadological model
metanarrative
extraspection
Issue Date: 2021
Publisher: Пинск : Полесский государственный университет
Citation: Жилевич, О.Ф. Философско-аллегорический роман в эпоху модернизма: традиции и новации / О.Ф. Жилевич // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук: научно-практический журнал. - 2021. - № 2. - С. 78-86.
Abstract: Цель работы: выявить философско-аллегорические черты романа М. Пруста «В поисках утраченного времени». Методы исследования: диалектический, генетический, герменевтический, структурно-семиотический, интертекстуальный, системный. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении философско-аллегорического романа с позиций современной эстетики, культурологии, литературной критики, сравнительно-типологических исследований, что, в свою очередь, позволит углубить понимание современного литературного процесса. Выводы. Начав с короткого исторического обзора, который доказал трансцендентную функциональность аллегории со времен средневековья, мы обнаружили, что аллегория приобрела «второе дыхание» в литературе модернизма. В отличие от эстетического постулата романтиков о выражении самого себя в идиллической природе, Ш. Бодлер использовал аллегорию как часть своей программы «surnaturalisme», чтобы вернуть в художественное произведение метафизические знания, потерянные в повседневной жизни, а также антагонизировать природу. Аллегория как сакральный жанр воссоздает образ утраченного Бога. Концепцию аллегории Ш. Бодлера продолжил М. Пруст. В. Беньямин в своих трудах предложил рассматривать воскрешение прошлого в романе «В поисках утраченного времени» как аллегорию. Аллегория у М. Пруста возвращает утраченный рай. Рай детства и юности, который (заново) возрождается воображаемыми, сюрреалистическими паттернами индивидуального прошлого. В романе «В Поисках утраченного времени» аллегорическая реконструкция воображаемого субъекта имеет эстетический характер. Порог духовной жизни отражен у М. Пруста, с одной стороны, как топографическое явление. Таким образом, мы можем найти монадологическую модель внутреннего и внешнего мира, которая мотивирует топологию Поиска и раскрывает субъект как «Я» глубинное. С другой стороны, топос «порог» имеет телесность, и поэтому топографическая модель дополняется концепцией трансцендентального действия. Перед смертью «Марсель» должен написать книгу, отражающую его внутренний мир и тем самым отразить суть времени в Священном Писании. Концепция трансцендентального письма обозначает текст, процесс восприятия и чтения как перформативный. Процесс чтения создает дискурсивную ситуацию, пробуждающую время, отраженное в тексте. В этой ситуации актуализированного чтения бесконечная аллегорическая цепочка может быть расшифрована читателем в переживании, аналогичном переживанию воскрешения «Марселя».
Description: Objective: to reveal the philosophical and allegorical features of M. Proust's novel "In Search of Lost Time". Methods: dialectic, genetic, hermeneutic, structural-semiotic, intertextual, systemic. Results of the study can be used in the further study of the philosophical and allegorical novel from the standpoint of modern aesthetics, cultural studies, literary criticism, comparative studies, which, in turn, will deepen understanding of the modern literary process. Conclusion. Starting with a short historical overview that has proven the transcendental functionality of allegory since the Middle Ages, we find that allegory has taken on a "second wind" in modernist literature. In contrast to the aesthetic postulate of the romantics about the expression of oneself in idyllic nature, Ch. Baudelaire used allegory as part of his surnaturalisme program to return metaphysical knowledge lost in everyday life into a work of art, as well as to antagonize nature. Allegory as a sacred genre recreates the image of the lost God. The concept of the allegory of Ch. Baudelaire was continued by M. Proust. W. Benjamin in his writings proposed to consider the resurrection of the past in the novel "In Search of Lost Time" as an allegory. M. Proust's allegory returns the so-called “lost paradise”. A childhood and adolescent paradise that is (re) reborn with imaginary, surreal patterns of the individual's past. In the novel In Search of Lost Time, the allegorical reconstruction of an imaginary subject takes on an aesthetic character. The revival of spiritual life is reflected, on the one hand, as a topographic phenomenon, but, on the other hand, the topographic model is complemented by the concept of transcendental action. The author builds in the novel a monadological model of the inner and outer world, which motivates the topology of “search” and reveals the subject as a deep “I”.
Appears in Collections:№ 2

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Filosofsko-allegoricheskii_roman.pdf357 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.