Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: https://rep.polessu.by/handle/123456789/15079
Название: Философская герменевтика: семантика и формы взаимодействия музыкальных жанров в русской антиутопии 1920-1930х гг.
Другие названия: Philosophical Hermeneutics: Semantics and Forms of Interaction of Musical Genres in the Russian Antiutopia of 1920-1930
Авторы: Шестакова, Т.А.
Shestakova, T.A.
Ключевые слова: антиутопия
жанр
истина
марш
музыка
свобода
танец
antiutopia
genre
truth
march
music
freedom
dance
Дата публикации: 2019
Издательство: Пинск : Полесский государственный университет
Библиографическое описание: Шестакова, Т. А. Философская герменевтика: семантика и формы взаимодействия музыкальных жанров в русской антиутопии 1920 - 1930х гг. / Т. А. Шестакова // Веснік Палескага дзяржаўнага універсітэта. Серыя грамадскіх і гуманітарных навук: научно-практический журнал. - 2019. - № 1. - С. 72-78.
Аннотация: Основная проблематика литературного жанра антиутопии связана с осмыслением сущности человека и его места в мире и социуме; в центре внимания авторов этих произведений находятся нравственно-философские категории истины и свободы. Эти категории в художественном тексте, в отличие от философского трактата, представлены в иносказательной форме. При этом писатели подчас обращаются к областям других видов искусства и черпают в них материал для создания образов. Так, семантизация отдельных свойств музыкальных жанров является одним из механизмов моделирования фантастического гротескного мира антиутопии. Предметом исследования является включение в художественную модель мира антиутопии марша и танца. Эти музыкальные жанры обладают относительно устойчивой семантикой. Однако авторы антиутопий, представляя в разных вариантах взаимодействие марша и танца, обогащают их новыми коннотациями. В романе Е.И. Замятина «Мы» соотношение марша и танца коррелирует с фундаментальными оппозициями свобода / несвобода, человек / механизм. Эти жанры сначала обладают общими свойствами и являются знаками несвободы и механистичности. Затем они претерпевают изменения, в результате чего марш аннулируется, а классический танец, претворяясь в пляску, обретает коннотации свободы и человечности. В повести М. Козырева «Пятое путешествие Лемюэля Гулливера, капитана воздушного корабля в Юбераллию, лучшую из стран мира, называемую также страной лицемерия и лжи» использование семантики марша, изображение марширующих войск помогают создать образ милитаристского государства с полицейским режимом. В двух фантастических танцах закодированы сущность внутренней и внешней политики Юбераллии, поведенческая установка и способ выражения мыслей ее граждан – подмена одного понятия другим, противоположным, результатом чего становится искажение понятий истина и свобода. В повести С. Кржижановского «Боковая ветка» создается онейрическая ситуация. В ее основе – реализация метафоры «усыпление сознания». Одним из приемов реализации метафоры является описание фантастического пьяно-сомнамбулического шествия. Ставя проблему замены реальности фикцией, автор создает марш-фикцию с помощью травестирования ряда свойств марша и с помощью введения в него элемента танца. Итак, включение в художественный мир антиутопии марша и танца помогает писателям выявить актуальную нравственно-философскую, эстетическую и социально-политическую проблематику.
The main problematics of the literary genre of anti-utopia is related to the understanding of the essence of man and his place in the world and society; the focus of the authors of these works are the moral and philosophical categories of truth and freedom. Unlike the philosophical treatise, these categories are presented in a non-verbal form in a literary text. At the same time, writers often turn to other art forms and draw from them material for creating images. Thus, the semanticization of certain properties of musical genres is one of the mechanisms of modeling the fantastic grotesque world of anti-utopia. The subject of research is the inclusion of the antiutopia of march and dance in the artistic model of the world. These musical genres have a relatively stable semantics. However, the authors of anti-utopias, presenting the interaction of march and dance in different variants, enrich them with new connotations. In E.I. Zamyatin's novel "We" the ratio of march and dance correlates with fundamental opposition to freedom/non-freedom, man/ mechanism. These genres first have common properties and are signs of unfreedom and mechanism. Then they undergo changes, as a result of which the march is annulled, and the classical dance, pretending to be a dance, acquires connotations of freedom and humanity. In M. Kozyrev's novel "The fifth voyage of Lemuel Gulliver, the captain of an airplane to Huberallia, the best of the world's countries, also called a country of hypocrisy and lies", the use of the semantics of the march, the image of marching troops helps to create an image of a militaristic state with a police regime. In two fantastic dances, the essence of the domestic and foreign policy of Huberallia, the behavioral attitude and the way of expressing the thoughts of its citizens are encoded - the substitution of one concept with the other, the opposite, which results in the distortion of the concepts of truth and freedom. In the novel by S. Krzhizhanovsky's "Side branch" creates a neuric situation. It is based on the realization of the metaphor of sinking consciousness. One of the methods of the metaphor realization is the description of the fantastic drunken and somnambulist procession. Putting the problem of replacing reality with fiction, the author creates a march fiction by travesting a number of properties of the march and by introducing a dance element into it. Thus, the inclusion of the antiutopia of the march and dance in the artistic world helps writers to reveal the actual moral-philosophical, aesthetic and socio-political problems.
Располагается в коллекциях:№ 1

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
11 Shestakova T.A_Filosofskaia germenevtika.pdf478.68 kBAdobe PDFОткрыть


Все ресурсы в архиве защищены авторским правом, все права сохранены.