Please use this identifier to cite or link to this item:
https://rep.polessu.by/handle/123456789/30233
Title: | Обеспечение преемственности в условиях цифровой трансформации систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь как научная проблема |
Other Titles: | Ensuring continuity in the context of digital transformation of general secondary and higher education systems in the Republic of Belarus as a scientific problem |
Authors: | Лозицкий, В.Л. Lozitsky, V.L. |
Keywords: | цифровая трансформация информационно-коммуникационное пространство, система образования информационно-образовательная среда преемственность digital transformation information and communication space education system information and educational environment continuity |
Issue Date: | 2023 |
Publisher: | Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т |
Citation: | Лозицкий, В.Л. Обеспечение преемственности в условиях цифровой трансформации систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь как научная проблема / В.Л. Лозицкий // Международное гуманитарное сотрудничество: новые вызовы и возможности : сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 19-20 апреля 2023 г. / Марийский государственный университет [и др.]; под ред. А.В. Филатовой. - Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2023. - С. 250-257. |
Abstract: | Статья посвящена рассмотрению актуальной проблематики обеспечения процесса преемственности в условиях цифровой трансформации на системных уровнях общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь. Целевая направленность материалов исследования автора состоит в четком определении и актуализации основных направлений научной рефлексии с учетом понимания специфики реализации процесса интеграции инновационных образовательных технологий и высокотехнологичного инструментария в образование в рамках адаптации образовательного пространства происходящим в обществе социокультурным изменениям. В ряду актуализируемых вопросов исследования выделены как определение детерминирующих факторов, так и основных теоретико-методологических подходов в понимании обеспечения преемственности в условиях цифровой трансформации систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь. В рамках решения поставленных задач конкретизирован используемый понятийно-терминологический аппарат, использование которого позволяет обеспечить необходимый методологический уровень обоснования разработки и эффективного системного применения технико-технологического и дидактического потенциала единой информационно-образовательной среды в развивающемся информационно-коммуникационном пространстве. С позиций педагогики конкретизировано понимание информационно-образовательной среды как специфически организуемой и функционирующей на системных уровнях образования среды эффективного субъект-субъектного педагогического взаимодействия. В такой взаимосвязи технико-технологический и дидактический потенциал единой информационно-образовательной среды представляется в качестве совокупности существующих возможностей инновационных средств и технических решений как функционирующей инфраструктуры, так и дидактического инструментария, которые при выполнении определенных организационно-педагогических условий могут быть эффективно применены в целостном педагогическом процессе для решения задач современного образования. Автором отмечено, что уровень разработанности в науке проблемы обеспечения преемственности в условиях цифровой трансформации систем общего среднего и высшего образования в Республике Беларусь позволяет говорить об острой необходимости определения данных условий. Такая постановка проблемы важна с учетом осуществляемой эволюции институциональной организации учреждений высшего образования (модели университетов 3.0 и 4.0), а также, осуществляемых на практике разработок моделей применения адаптированных к современным новациям активных методов организации и осуществления образовательной деятельности учащихся и студентов в условиях цифровизации. Автором выделены важные методологические аспекты исследования, опирающегося на осуществленный в рамках научной рефлексии сравнительно-сопоставительный анализ существующих на постсоветском пространстве публикаций и эмпирический опыт. Опираясь на положения собственного диссертационного исследования, автор содержательно выделил ключевые моменты изучения комплекса вопросов, отражающих актуальность, практикоориентированность и новизну исследования, связанного с педагогической целесообразностью анализа, систематизации и обобщения опыта разработки и применения потенциала информационно-образовательной среды в системе образования Республики Беларусь с учетом реализации принципа преемственности уровней общего среднего и высшего образования в условиях его цифровой трансформации. |
Description: | The article is devoted to the consideration of the relevant issues of ensuring the continuity process in the context of digital transformation at the systemic levels of general secondary and higher education in the Republic of Belarus. The purpose of the author's research is to clearly define and update the main directions of scientific reflection, taking into account the understanding of the specifics of the implementation of the process of integrating innovative educational technologies and high-tech tools into education as part of the adaptation of the educational space to social and cultural changes taking place in society. Among the relevant issues of the study, both the definition of determining factors and the main theoretical and methodological approaches in understanding continuity in the context of digital transformation of systems of general secondary and higher education in the Republic of Belarus are highlighted. Within the framework of solving the set tasks, the used conceptual and terminological apparatus was specified, the use of which makes it possible to ensure the necessary methodological level of justification of the development and effective systematic application of the technical, technological and didactic potential of a single information and educational environment in the developing information and communication space. From the standpoint of pedagogy, the understanding of the information and educational environment as an effective subject-subject pedagogical interaction that is specifically organized and functioning at the systemic levels of education is specified. In such a relationship, the technical, technological and didactic potential of a single in-formation and educational environment is presented as a combination of existing opportunities for innovative means and technical solutions of both functioning infrastructure and didactic tools, which, in the fulfillment of certain organizational and pedagogical conditions, can be effectively applied in a holistic pedagogical process to solve the problems of modem education. The author noted that the level of development in science of the problem of ensuring continuity in the conditions of digital transformation of systems of general secondary and higher education in the Republic of Belarus makes it possible to talk about the urgent need to determine these conditions. This formulation of the problem is important taking into account the ongoing evolution of the institutional organization of higher education institutions (university models 3.0 and 4.0), as well as the development of models for the use of active methods of organizing and implementing educational activities of students and students adapted to modem innovations in digitalization. The author highlighted important methodological aspects of the study, based on the comparative-comparative analysis of existing publications in the post-Soviet space and empirical experience carried out within the framework of scientific reflection. Based on the provisions of his dissertation study, the author meaningfully highlighted the key points of studying a set of issues reflecting the relevance, practice and novelty of the study related to the pedagogical feasibility of analyzing, systematizing and generalizing experience in developing and applying the potential of the information and educational environment in the education system of the Republic of Belarus, taking into account the implementation of the principle of continuity of the levels of general secondary and higher education in the context of its digital transformation. |
Appears in Collections: | Публикации сотрудников / Publications of the teaching stuff of Polessky State University |
Files in This Item:
File | Description | Size | Format | |
---|---|---|---|---|
Obespechenie.pdf | 1.04 MB | Adobe PDF | View/Open |
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.